ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ










Влияние учения Сахаджа Йога на оздоровление организма человека.











Возможность применения Сахаджа Йоги для социальной стабилизации и развития общества.











Формирование здоровой семьи и общества на основе системы Сахаджа Йога.











Данные статистического исследования и его результаты у лиц, практикующих Сахаджа Йогу в России.











Сахаджа Йога как фактор гармонизации интересов личности.











Практика Сахаджа Йоги для саморегуляции человеческой личности.











Феномен человека в современных представлениях











Сахаджа Йога как фактор духовной организации личности











Сахаджа Йога и духовные ценности










Йога

Сахаджа йога — осязаемый опыт, который может привести к прорыву в человеческом понимании мира.








Шри Матаджи Шривастава
Шри Матаджи Шривастава — основательница Метанауки.



на первую страницу


Медико - биологич. исследования



Практическое здраво-
охранение



Психология и социология



История и философия



Культура и образование



Экология



Разное




Практика Сахаджа Йоги для саморегуляции человеческой личности.



Састамойнен Т. В. - к. п. н., доцент ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

Здоровье нации предстает как определенная норма потока смены поколений, сохраняющая определенный уровень достаточности здоровья. “Здоровье нации” оказывается тесно связанным с нормой развития общественного интеллекта, образования, науки, культуры, физического воспитания и спорта. Новая парадигма здоровья формируется в обществе учеными в области медицины, психологии, педагогики (Казначеев В.П. 1993; Лисицин Ю.П., 1988; Петленко В.П., 1996; Сержантов В.Ф., в соавт. 1980; Выготский Л.С., 1965; Леонтьев А.Н., 1980; Выдрин В.М., 1996; Николаев Ю.М., 1998; и др.). В настоящее время наблюдается активный поиск наиболее эффективных форм и методов укрепления здоровья населения нашей страны средствами физической культуры, в частности - физической рекреации. Термин “физическая рекреация” прочно утверждается в понятийном аппарате теории физической культуры и является предметом исследования таких отечественных учёных, как В.К. Бальсевич, М.М. Боген, В.М. Выдрин, П.А. Виноградов, С.П. Евсеев, Ю.М. Николаев, Л.И. Лубышева, Н.И. Пономарев, но данный аспект физической культуры по мнению А.Д. Джумаева, М.Г. Бердус еще не определен как система. Это объясняется тем, что физическая рекреация является предметом изучения многих наук: педагогики, теории физической культуры, культурологии, медицины, психологии. Каждая наука рассматривает и изучает ее с точки зрения своего предмета, внося определенный вклад в развитие теории физической рекреации. Физическая рекреация определяется как физическая активность, проявляемая в свободное время, способствующая укреплению здоровья и приводящая людей в бодрое состояние духа (И. Шмидт, 1979). В.М. Выдрин (1986) отмечает, что физическая рекреация представляет собой процесс использования физических упражнений, игр, а также естественных сил природы с целью активного отдыха, развлечения, переключения с других видов деятельности для устранения психического, интеллектуального утомления, получения удовольствия, наслаждения от занятий физическими упражнениями. S. Stensaasen (1981) отмечает, что рекреация означает приобретение вновь силы или здоровья, а также восстановление сил через различные виды деятельности. Решение в рамках физической рекреации преимущественно оздоровительных задач, по мнению Г.П. Виноградова (1996), позволяет использовать любой вид физических упражнений, но поиск такой системы, которая обеспечила бы гармоничное совершенствование психофизических и духовных качеств, по мнению В.П. Моченова (1994) и Е.Б. Ладыгиной (2000), продолжается. Анализ состояния сферы физической культуры показывает, что сегодня имеются значительные внутренние ресурсы для решения данной задачи. На наш взгляд, это возможно с перестройкой самого отношения к процессу физического воспитания, расширением границ требуемого понимания физической культуры, использованием широкого арсенала средств, предлагаемых для оздоровления населения. Однонаправленность в использовании средств физической культуры привела к тому, что постепенно само понимание физической культуры свелось к физическим упражнениям и двигательной активности, хотя в 1930-е годы понятие физической культуры было сформулировано достаточно широко. “Под физической культурой мы понимаем все мероприятия в целом, направленные к тому, чтобы оздоровить и физически укрепить человеческий организм. Физические упражнения являются, следовательно, только одним из элементов физической культуры, заключающей в себе всю сумму требований личной и общественной гигиены труда и быта, правильный образ жизни, а также использование естественных сил природы - солнца, воды, воздуха.” (Милеев С., 1932).*

Холический подход к здоровью, утверждающийся в науках о человекознании, рассмотрение личности в трех уровнях: соматическом, психическом и социальном, которым соответствуют три аспекта здоровья: физический (соматический), психический и социальный (Апанасенко Г.Л., 1988), способствует поиску новых методов и средств физической рекреации. Во всем мире растёт интерес к нетрадиционным для Запада древневосточным оздоровительным системам, в частности - йоге, которые служат прекрасным средством не только физической, но и психической рекреации, что также актуально в наше время, характеризующееся депрессиями и психоэмоциональным напряжением. Современная жизнь богата такими ситуациями, которые вызывают умственное и эмоциональное напряжение. Тело очень быстро и значительно реагирует на это, вызывая стресс. Стресс – это все, что вызывает страх, беспокойство, тревогу, опасения, гнев или возбуждение. Постоянные усилия справиться с такими ситуациями имеют неблагоприятный эффект на организм человека и ведут к заболеваниям. В. Колеман утверждает, что 90-95% болезней вызываются психологическим состоянием, 98% головных болей связаны со стрессовым или напряжённым психологическим состоянием, большинство случаев нарушения пищеварения возникают по причине стресса. Ю.П. Лисицин отмечает, что 30 % населения нашей страны находятся в состоянии хронической депрессии, что негативно отражается на состоянии их здоровья.

В научном плане проблема интеграции нетрадиционных форм и средств физической культуры в отечественной системе физического воспитания является практически неразработанной и прежде всего в методологическом аспекте. Для восточных мировоззренческих учений характерен целостный взгляд на мир и человека в нем. Учение не проводит границы между духовным и материальным, возвышенным и обыденным, оно неразрывно связано с образом жизни как самого учителя так и учеников (Кравченко В.В., 1990).Основой всех древневосточных систем является энергетическая концепция многомерности человека, то есть, человек кроме физического тела имеет энергетический каркас, состоящий из совокупности шести тонкоматериальных тел, что подтверждается открытиями современных ученых. Российскими учеными под руководством В.П. Казначеева (1993) было сделано открытие, состоящее в том, что в белково-нуклеидовом пространстве живых клеток нашего организма сосуществует полевая (волновая) организация жизни, могущая мигрировать из организма в организм и передвигаться внутри организма. Г.И. Шипов (1993, 1996) внёс значительный вклад в развитие теоретической физики, открыв семь состояний материи в организме. Ранее было описано четыре состояния материи: жидкое, твердое, газообразное и плазменное. Г.И. Шипов описал в виде геометризированных уравнений Эйнштейна-Шипова еще три состояния: состояние вакуума, торсионные поля, “Абсолютное ничто”, из которого рождается “Всё”. Семимерный организм человека представляет собой высокоорганизованную систему, которая внутренне упорядочена, для нее обязательно наличие организующего закона. А основа законов такого рода – гармония и ритм. Энергетические связи в виде каналов управления между физическим телом и тонкими телами были обнаружены индо-тибетской медициной, они представлены в виде существующих 72000 каналов и 10 центров, через эти каналы осуществляется обмен информацией, энергией, веществом, а также взаимодействие с окружающей средой. Сейчас уже нет необходимости доказывать наличие Разумного Созидающего Начала, седьмого уровня существования материи, который Г.И. Шипов назвал “Абсолютным Ничто” или “Миром Высшей реальности”. Дальнейшая эволюция человечества может происходить через установление связи с этим седьмым уровнем материи – “Миром Высшей реальности” через изменённое состояние осознания – вибрационное осознание, что доступно каждому человеку также через практику сахаджа йоги (U. Rai, 1996, N. Shrivastava, 1998, G.De. Kalbermatten, 2000, D. Bohm 1999, Chag Deepak, 1993, Т.В. Састамойнен, 1998-2000.). Оздоровительная система “Сахаджа Йога”, созданная и разработанная в 70-х годах г-жой Н. Шриваставой является идеальным средством для дальнейшего эволюционного совершенствования человека. В свете вышеизложенного, расширяются границы целеполагания в сфере физической рекреации – эволюционное совершенствование сознания, гармонизация энергоинформационной структуры, что невозможно без оптимального уровня здоровья.

В последние годы разрабатываются различные системы, которые призваны облегчить влияние стресса. Наиболее эффективными считают технологии расслабления и психотренинга (Бундзен П.В. с соавт., 1994; Унесталь Э., 1994; Баландин В.И., 1996; Вайник Г.А., 1995). С нашей точки зрения весьма эффективны оздоровительные системы Востока, в частности Сахаджа Йога. Оздоровительная система Сахаджа Йога включает следующие компоненты: медитацию, дыхательную гимнастику – пранаяму, физические упражнения – асаны. Целенаправленное использование физических упражнений и природных факторов для коррекции энергетических центров и каналов, в совокупности с ежедневной медитационной практикой являются прекрасным средством укрепления всех трёх аспектов здоровья: физического, психического и социального, а также для баланса энергоинформационной структуры.

Установлено, что оздоровительная система Сахаджа Йога способствует саморегуляции всех трёх уровней личности: соматического, психического и социального. (А.Л. Буцик, 1995, Управление стрессом, 1994; U. Rai, 1993; Sharma, 1995; Y. Mahajan et al., 1995).

В результате проведенных комплексных исследований нами выявлено воздействие оздоровительной системы Сахаджа Йоги на саморегуляцию основных физиологических систем (метод компьютерной электроструктурографии /КЭСГ/ С.А. Куделькина); на саморегуляцию психоэмоционального состояния (опрос по разработанной нами анкете, тест Ч. Спилбергера – Ю.Ханина); на личностную саморегуляцию (опрос по разработанной нами анкете, тест Меграбяна – Эпштейна). На разных этапах исследования в экспериментах приняли участие 723 добровольца, практикующих сахаджа йогу (экспериментальная группа) и 578 добровольцев, составивших контрольную группу.

Воздействие занятий сахаджа йогой на саморегуляцию основных физиологических систем и параметров оценивалось с помощью метода компьютерной электроструктурографии, разработанном С.А. Куделькиным. В эксперименте приняли участие 70 добровольцев различного пола и возраста – 40 сахаджа йогов и 20 человек, составляющих контрольную группу. Анализ электроструктурограмм до и после занятия сахаджа йогой и по традиционной методике (контрольные группы) показал более высокий уровень саморегуляции основных физиологических систем и параметров в экспериментальных группах (Таблица 1).

Таблица 1.
Динамика изменения физиологических параметров в результате медитации в баллах. (n - число обследуемых в каждой группе)

Физиологические параметры Время измерения Группы сахаджа йогов по возрасту Группа спортсменов
    I муж.
18-34
n = 10
II жен. 
18-34
n = 10
III жен. 
35-54
n = 10
IV жен.
 старше 55
n = 10
V дев. 7-13
n = 10
VI 18-34
n = 10
Сердечно сосудистая система до медитации
после медит.
3.03
3.43
2.93
3.21
3.06
3.24
3.04
3.25
2.62
3.03
2.83
2.90
Пищеварительная система до медитации
после медит.
3.31
3.54
3.01
3.60
3.32
3.64
2.95
3.55
2.93
3.16
2.93
2.87
Эндокринная система до медитации
после медит.
3.43
4.19
3.58
3.78
3.33
3.46
3.30
3.55
2.81
2.82
2.77
2.80
Паталогия Х до медитации
после медит.
2.97
3.23
2.97
3.17
2.87
3.02
2.87
3.11
2.47
2.74
2.50
2.45
А-кровоток до медитации
после медит.
2.94
3.01
2.98
3.00
2.88
2.98
2.87
3.00
2.80
2.85
2.89
2.56
Плотность ткани до медитации
после медит.
3.01
3.19
3.00
3.11
2.97
3.12
3.00
3.02
2.97
3.07
2.78
2.78

В результате медитации по методике сахаджа йоги значительные сдвиги произошли в саморегуляции сердечно-сосудистой системы в группах I - V, пищеварительной системы в группах I - IV, эндокринной системы в I, П, IV. В значительно меньшей степени подвергаются саморегуляции параметры функциональной асимметрии, кровотока и плотности ткани. Анализ медитационной практики спортсменов восточных единоборств по их методике показал незначительный эффект в саморегуляции сердечнососудистой и эндокринной систем.

Таким образом мы предполагаем, что сахаджа йоги способны активизировать деятельность парасимпатической нервной системы через активизацию энергии "кундалини."

Таблица 2.
Показатели реактивной и личностной тревожностей по ШРЛТ (Ч. Спилбергер - Ю. Ханин).
Показатель реактивной тревожности по ШРЛТ (Ч. Спилбергер - Ю. Ханин).

Уровень реактивной тревожности

Возраст: 19 - 55 лет

Сахаджа йоги

Контрольная группа

%

Стандартное отклонение

Ошибка средней

%

Стандартное отклонение

Ошибка средней

Высокий уровень

1

-

-

35

9,382

2,602

Умеренный уровень

46

3,199

0,575

62

3,240

0,676

Низкий уровень

53

3,488

0,590

3

-

-

Таблица 3.
Показатель личностной тревожности по ШРЛТ (Ч. Спилбергер - Ю. Ханин).

Уровень личностной тревожности

Возраст: 19 - 55 лет

Сахаджа йоги

Контрольная группа

%

Стандартное отклонение

Ошибка средней

%

Стандартное отклонение

Ошибка средней

Высокий уровень

9

3,869

1,579

73

5,323

1,024

Умеренный уровень

67

4,300

0,641

27

1,900

0,601

Низкий уровень

24

3,219

0,805

0

-

-

В опросе, проведенном по разработанной нами анкете и по тесту - шкале реактивно-личностной тревожности (ШРЛТ) Ч. Спилбергера - Ю. Ханина участвовало 357 сахаджа йогов и 187 человек контрольной группы, которую составили люди, впервые пришедшие на занятия сахаджа йогой, различного возраста и пола (Таблица 2).

Анализ данных таблицы 2 позволяет говорить о высоком психоэмоциональном напряжении респондентов контрольной группы, так как 73% респондентов данной группы имеют высокий уровень личностной тревожности, среди занимающихся сахаджа йогой этот показатель равен 9%. Высокий уровень личностной тревожности при тестировании студентов - 69,2% выявили А.И. Михеев и В.С. Беляев (2000), что подтверждает озабоченность ученых о состоянии психического здоровья населения нашей страны. Несколько лучше показатели реактивной (ситуативной) тревожности: высокий уровень отмечается у 35% респондентов контрольной группы и 1% респондентов группы сахаджа йогов.

В результате опроса по разработанной анкете было выявлено, что 85,1% респондентов экспериментальной группы редко или никогда не испытывают состояние злости, гнева и раздражения, в контрольной группе - 55,7%. Никогда или редко отмечают у себя состояние психической депрессии 80,1% респондентов - сахаджа йогов и 42,9% контрольной. Состояние мира и покоя, ощущение радости бытия и гармонии - данные критерии также отражают состояние психоэмоциональной сферы личности . Постоянно и почти постоянно в состоянии мира и покоя находятся 91,5% респондентов - сахаджа йогов и 34,2% - в контрольной группе. Постоянно или почти постоянно чувство внутренней радости и гармонии присуще 91,6% сахаджа йогов, редко и периодически в этом состоянии находятся 82,9% респондентов контрольной группы и 6,4 % -экспериментальной. Уровень личностной - социальной (поведенческой) саморегуляции оценивался по данным опроса анкеты и тесту Меграбяна-Эпштейна (рисунок 2).

Ряд вопросов анкеты был ориентирован на исследование коммуникабельной сферы личности (семья, друзья, трудовой коллектив). Следует отметить, что 91% опрошенных сахаджа йогов выстроили гармоничные отношения со своими друзьями, используя такие качества как прощение, сострадание, выдержка, доброта, любовь и 61% контрольной группы; 78,7% сахаджа йогов имеют доброжелательные отношения с членами трудового коллектива, в контрольной группе - 60% респондентов. Взаимопонимание в семье отмечают 70,2% сахаджа йогов и 59,5% респондентов контрольной группы. Раскрытие и развитие творческих способностей отметили 72% сахаджа йогов и 5% респондентов контрольной группы. Помощь людям, нуждающимся в поддержке (материальной и моральной) постоянно и часто оказывают 86,6% сахаджа йогов и 64,8% респондентов контрольной группы.


Рисунок 2

Анализ результатов тестирования по опроснику А. Меграбяна - Н. Эпштейна выявил более развитое качество сострадания и коммуникабельности у респондентов - сахаджа йогов, 22% которых имеют высокий и средний уровень с теденцией к высокому в контрольной группе 17% респондентов имеют средний уровень с тенденцией к высокому, с высоким уровнем респондентов не выявлено.

Проведенное исследование выявило положительный эффект применения оздоровительной системы сахаджа йога как средства психофизической рекреации для профилактики психоэмоционального напряжения, повышения уровня саморегуляции физического состояния, развития личностных качеств, следовательно, гармоничного совершенствования личности.

Литература:
1. Апанасенко Г.Л. Физическое здоровье индивида: методологические аспекты \\Бюллетень Сибирского отделения академии мед. Наук. - № 2 - Новосибирск, 1988, - с 5-8.
2. Буцык А.Л. Социально-психологическое исследование феномена сахаджа йоги. \\ Труды II межд. конф. “Мораль, здоровье, мир” - СПб.,1995, с 140-153.
3. Казначеев В.П. Вероятные пути эволюции интеллектуальной формы живой субстанции. Доклад на Всемирном Когрессе Духовного Согласия в Алма-Ате. Вестник общества друзей Е. Блаватской, вып.1У.М.,1993.
4. Михеев А.И., Беляев В.С. Комплексное изучение состояния здоровья студентов технического университета. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий. \Материалы Всероссийской научно-практической конференции. \\Под ред. Вокова В.Ю, Пономарева Г.Н., Щербакова В.Г. Часть 2, СПб., 2000. -с.117-118.
5. Шривастава Н. Метасовременная эпоха. Из-во “Московский Союз Сахаджа Йогов”, М., 1997.
6. Управление стрессом у практикующих сахаджа йогу.\\ Сборник труд. Под ред. У.Рай. пер. с англ. И.Н. Березовская, изд-во “Вишва Нирмала Дхарма”, Тольятти, 1995 - 36 с.
7. Састамойнен Т.В. Исследование феномена духовно-оздоровительной системы Сахаджа йоги. \\ Научные исследования и разработки в спорте. Вестник академии. Вып.№ 1., СПб., 1999.-с212-217.
8. Кравченко В.В. Истоки и традиции восточного мистицизма в духовной культуре России Х1Х - начала ХХ веков. Дисс…канд.филлос.наук. Л., 1990.
9. Милеев С. Физкультура и религия. : -М.-Л.,1932.,-с.208.



* Михеев А.И., Беляев В.С. Комплексное изучение состояния здоровья студентов технического университета. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий. \Материалы Всероссийской научно-практической конференции. \\Под ред. Вокова В.Ю, Пономарева Г.Н., Щербакова В.Г. Часть 2, СПб.,2000. -с.117-118.

Исследования, проводимые нами, показали, что оздоровительная система сахаджа йога является прекрасным средством гармоничного совершенствования личности. Оздоровительная система сахаджа йога рекомендуется как эффектный метод психофизической рекреации.

В ряде стран мира (США, Канада, Австралия, Швеция) для укрепления психического здоровья населения и достижения успеха людей в профессиональной деятельности широко используются различные системы.

1. Буцык А.Л. Социально-психологическое исследование феномена сахаджа йоги.\\ Труды П межд.конф. “Мораль, здоровье, мир”.-СПб.,1995, с 140-153.

2. Управление стрессом у практикующих сахаджа йогу.\\ Сборник труд. Под ред. У.Рай. пер.с анг.И.Н.Березовская, изд-во “Вишва Нирмала Дхарма”, Тольятти, 1995 - 36 с.

3. Састамойнен Т.В. Исследование феномена духовно-оздоровительной системы Сахаджа йоги.\\ Научные исследования и разработки в спорте. Вестник академии. Вып.№ 1., СПб., 1999.-с212-217.

4. Кравченко В.В.Истоки и традиции восточного мистицизма в духовной культуре России ХIХ - начала ХХ веков. Дисс. канд. филос. наук. Л., 1990.

Милеев С. Физкультура и религия. : -М.-Л.,1932.,-с.208.

** Апанасенко Г.Л. Физическое здоровье индивида: методологические аспекты.\\ Бюллетень Сибирского отделения академии мед. наук.-№ 2 -, 1988,- с 5-8.

* Управление стрессом у практикующих сахаджа йогу.\ Перевод с английского И.Н.Березовская.\. Об-во сахаджа йоги , г.Тольятти, 1995, 36 с., Издание второе.



наверх




Информационная поддержка сайта: Антипин Дмитрий, e-mail: adv@dio.ru
© Copyright 2001–2004 Шри Матаджи Нирмала Деви, Сахаджа Йога. Все права защищены. Проект "Чистое знание"


Developed with Treastal