Лысакова Т.Ю.
Институт социологии РАН. (Москва, Россия)
Человек может
реализовывать в своей жизни три различных уровня
интересов: личные, корпоративные и
общечеловеческие. Однако далеко не у всех в сфере
интересов представлены все эти три уровня - часто
можно встретить людей, удовлетворяющих в своей
жизни только личные и корпоративные интересы.
При этом направленность интересов данных
уровней может быть различной, они могут входить в
противоречие между собой. Например, главе
семейства хочется отдохнуть у телевизора и
посмотреть футбол (личные интересы), а в это время
необходимо помочь сыну сделать уроки по физике
(корпоративные интересы); или женщина хочет
поговорить с подругой по телефону, а в это время
нужно готовить ужин. То, какие интересы будут
доминировать, зависит от уровня развития
личности.
Что происходит, если
интересы всех трех уровней направлены в разные
стороны? Это напоминает басню Крылова "Лебедь,
Рак и Щука". И в этом случае энергия человека
вполне может истощиться, и человек будет
чувствовать себя разбитым и подавленным.
Если же происходит
гармонизация интересов, то есть совпадение
векторов направленности интересов разных
уровней - энергия человека может возрастать в
несколько раз, и человек будет чувствовать себя
счастливым, окрыленным.
Христианство в его
современном виде создает почву для объединения
векторов через идею спасения. Поступая
нравственно, человек рассчитывает на
компенсацию в будущей вечной жизни и испытывает
моральное удовлетворение от этого и от сознания
собственной праведности сейчас. Но интересы,
существующие в настоящий момент могут входить в
противоречие с желанием спасения. И, кроме того,
материальный план, план физического тела входит
в противоречие с другими интересами, так как
христианин должен "умерщвлять плоть",
следовать желаниям духа, а не тела. Но сама идея
направлена по сути на разделение, а не на
объединение человека в единое гармоничное целое.
Считается, что пост служит повышению духовности.
Но часто, вопреки ожиданиям, он ведет к росту не
духовности, умиротворенности, всепрощения и
любви к ближним, а, напротив, к агрессивности,
неудовлетворенности и тому подобным проявлениям
невротизации личности.1
В философии Сахаджа Йоги
материальный план, напротив, является частью
единого целого. Существует тонкий материальный
план - энергетическая структура человека: чакры,
каналы. Практикующие Сахаджа Йогу осознают
необходимость соблюдения нравственных норм для
чистоты тонкой энергетической системы и, как
следствие, для хорошего здоровья и благополучия
в жизни. И, с другой стороны, есть осознание
необходимости поддержания баланса на физическом
уровне, в том числе баланса питания, двигательной
активности для нормального функционирования
тонкой системы человека. Таким образом, то, что
полезно для духовного роста, оказывается
объективно полезным для физического тела
человека и соответственно наоборот. И таким
образом эти два плана у человека, следующего
учению Сахаджа Йоги не входят в противоречие
между собой. Сахаджа Йога позволяет решить
вопрос о плотских желаниях с помощью мудрости (не
потакая вредным желаниям, но и не путем борьбы с
самим собой). "Дух проявляется через состояние
свидетеля, и человек побеждает свои желания
через невовлеченность" /3, с. 34/.
Сахаджа Йога позволяет
человеку быть в ладу с самим собой, относиться к
себе позитивно. Самоуничижение и самоедство не
приветствуются. Лучше исправлять себя в
настоящем, чем жить постоянным чувством вины за
прошлые ошибки. К тому же, если человек не уважает
и не любит себя, он не сможет по-настоящему любить
и уважать других. А человек, делающий несчастным
самого себя, заодно сделает несчастными и своих
ближних. Шри Матаджи говорит об этом: если вы не
уважаете себя, то не уважаете и те божественные
энергии и качества, которые есть в вас.
Отношение к другим людям
тоже должно быть позитивным. Сахаджа йоги
стремятся к искренней бескорыстной любви ко всем
людям. Такое отношение открывает сердечный
энергетический центр, что оказывает
положительное воздействие на эмоциональное и
физическое состояние человека.
Нет смысла любить лицемерно,
то есть изображать хорошее отношение с целью
реализации своих личных интересов. В конечном
итоге это оказывается бесполезным даже для себя.
А состояние "открытого
сердца" приводит в свою очередь к искреннему
желанию заботиться о других людях, причем не
только "своих" по каким-либо признакам
(например, о своей семье или о сахаджа йогах), то
есть речь здесь идет не только о корпоративных,
но и об общечеловеческих интересах. Сахаджа йоги
разных стран мира проявляют различные
социальные инициативы, направленные на
улучшение жизни незащищенных слоев населения в
своих странах. Существует порядка тридцати
больших социальных программ Сахаджа Йоги в мире.
Например, в Индии на границе с Пакистаном
построено поселение, где предоставляется жилье
для женщин-мусульманок с детьми, которые брошены
мужьями и остались без средств к существованию.
Их обучают там различным ремеслам и дают
возможность работать и обеспечивать свои семьи.
Таким образом, в интересы
человека, искренне практикующего Сахаджа Йогу
органично включаются интересы корпоративные и
общечеловеческие. А выстроенное внутри человека
состояние гармонии и баланса оказывает
гармонизирующее воздействие на окружающее
социальное пространство.
Теперь, если мы попробуем
рассмотреть корпоративные интересы сахаджа
йогов, то есть интересы коллектива сахаджа йогов
- как в целом во всем мире, так и любых отдельных
групп, - то эти интересы тоже объективно
оказываются связанными с личными интересами
каждого сахаджа йога и с общечеловеческими
интересами. С личными - поскольку коллективные
вибрации зависят от вибраций каждого члена
коллектива. Поэтому в порядке вещей
заинтересованность в успехе каждого и помощь
одного человека другому в духовном росте
(разумеется, если сам человек к этому стремится,
при полном уважении его свободы выбора, так как
без желания духовный рост невозможен). И с
общечеловеческими - поскольку повысить качество
коллективных вибраций можно, только помогая
другим людям организовать жизнь на началах
гармонии, в том числе и просвещая их насчет их
истинных интересов, помогая осознать и
реализовать их. Поэтому сахаджа йоги проявляют
заботу о других людях, которые не являются
членами корпорации. Причем не с целью вовлечения
их в корпорацию (хотя вход в Сахаджа Йогу открыт
для всех). И даже если речь идет о распространении
этого учения и привлечении новых людей к
занятиям по методике Сахаджа Йоги, то и в данном
случае адепты этого учения руководствуются не
материальными интересами, а чистым желанием
помочь людям, так как Сахаджа Йога в отличие от
большинства так называемых духовных учений не
имеет материальной направленности и
распространяется абсолютно бесплатно.
Все рассмотренное выше
позволяет сделать вывод, что Сахаджа Йога
способствует развитию позитивной
направленности интересов личности и объединению
векторов направленности трех уровней интересов:
личных, корпоративных и общечеловеческих, что в
свою очередь позволяет людям строить свою жизнь
на началах гармонии.
ЛИТЕРАТУРА:
-
Шривастава Н. Метасовременная эпоха / Пер. с
англ. - М., Московский Союз Сахаджа Йогов, 1998, - 298 с.
-
Шри Матаджи Нирмала Деви. Сборник лекций за 1999
г. - М., Московский союз сахаджа йогов, 2000, - 136 с.
-
Махаджан Й. Новое тысячелетие исполнит древние
пророчества. -М. - Новосибирск, 2000, - 64 с.
-
Лысакова Т.Ю. Влияние занятий Сахаджа Йогой на
духовную организацию личности / В сб.: Здоровье.
Мир. Нравственность. Культура. Восток - Запад. IX
Всероссийская научно-практическая конференция.
Доклады и выступления. - М., 1998, с. 84-86, 114-115.
1 Хотим отметить, что
учение Сахаджа Йоги включает в себя истинные
изначальные знания всех мировых религий и ни в
коей мере не противоречит учению Иисуса Христа.
Проведенные социологические исследования
подтверждают принятие сахаджа йогами
христианских ценностей и заповедей (см. источник
4 в списке литературы к этому докладу).