КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ










Андрей Рублёв и духовные корни России.











Проблема психофизической рекреации детей в режиме учебы и отдыха.











Культура, общество, образование.











Вибрационное осознание - основа безопасности жизнедеятельности. Безопасный учебный процесс.











Формирование методологических знаний и умений учащихся как основы самопознания и саморазвития











Опыт самореализации в педагогической деятельности










Йога

Сахаджа йога — осязаемый опыт, который может привести к прорыву в человеческом понимании мира.








Шри Матаджи Шривастава
Шри Матаджи Шривастава — основательница Метанауки.



на первую страницу


Медико - биологич. исследования



Практическое здраво-
охранение



Психология и социология



История и философия



Культура и образование



Экология



Разное




Андрей Рублёв и духовные корни России.



Шпилёва О.В., Пенза.

Печатается с сокращениями.
Источник: "Наука и Духовность", материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 2001 г.

Имя художника Рублёва не только встало в один ряд с именами великих современников, но даже само то время потомками охарактеризовано как Эпоха Андрея Рублёва. Хотя только два упоминания в летописях сохранилось до наших дней, но образ мастера проступает через его иконы. Попробуем уловить этот образ и понять мировоззрение художника, его мысли, его идеалы. 

Из летописи известно, что Рублёв был монахом, хотя писать иконы могли и мирские художники. Когда и почему он встал на путь иночества? Предполагается, что Андрей Рублёв сделал свой сознательный выбор, будучи знаменитым художником, чтобы утолить жажду цельности, нераздельности жизни и творчества; чтобы самому воплотить в личной своей судьбе мысли и идеалы, которыми питалось и жило искусство его времени.

Монашество на Русь было принесено из Греции едва ли не одновременно с крещением страны в конце X столетия и достигло своего размаха к середине XV века. К этому времени возникло около 180 обителей. Обитель Сергия Радонежского была создана по киновийскому уставу, т.е. общая работа и трапеза, не умерщвление плоти, а обновление, воскресение и спасение в истинной духовности. Созданный им Троицкий монастырь стал на Руси центром монашеского направления исихазма. Известно, что слово "исихазм" произошло от греческого hesyhia - покой, безмолвие, отрешённость. Исихазм - одно из древнейших направлений в монашестве, а сам термин можно проследить с IV века. Но усилилось и возросло это направление в XIV столетии, когда апологетом исихастов стал византийский монах Григорий Палама. Одной из целей исихии, безмолвия, было достижение внутренней тишины, гармонии, цельности душевных и телесных состояний, "умное восхождение" от чувственных впечатлений к "невещественному свету". Палама учил, что божественный свет, озарявший Христа на горе Фавор, есть несозданная, нематериальная энергия, которая, однако, доступна человеческому восприятию. В Константинополе при императоре Кантакузене исихазм получил официальное признание и распространился в Сербии и Болгарии.

Одним из свидетельств распространения исихазма на Руси явилась икона Андрея Рублёва "Троица". Она была написана им уже после смерти Сергия Радонежского по заказу игумена Никона, начавшего строительство каменного храма-усыпальницы "в память и похвалу преподобному". Эта икона не будет "кричать в рупор", т.к. художник наполнил её безмолвием, исихией.

Андрей Рублёв. ''Троица''.
  
Андрей Рублёв. Троица

Что же хотел сказать Андрей Рублёв в своей "Троице" через безмолвие? Была ли она понятна современникам? И почему уже через сто лет икона была упрятана под золотой оклад, который скрыл тайну красок и линий от глаз смотрящего и выставил напоказ злато и камни драгоценные, неприемлемые для Сергия Радонежского? ("Я от юности не был златоносцем, а в старости ещё более желаю пребывать в нищете"). Золотым окладом была создана иллюзия, что головы ангелов склонились под тяжестью золотых ожерелий.

Если потомки не понимали икону уже через сто лет после её создания, то как добиться, чтобы она раскрыла свою тайну нам, стоящим перед ней в XXI веке? Известный русский философ Трубецкой считал, что понять эту тайну, значит ответить на основной вопрос - какое понимание смысла жизни выражено непосредственно, своеобразно, но языком, хорошо понятным современникам. По его мнению, это язык красок и линий. Он писал: "Икона остаётся у нас сплошь да рядом предметом того поверхностного эстетического любования, которое не проникает в её смысл. А между тем в её линиях и красках мы имеем красоту по преимуществу смысловую. Когда мы расшифруем непонятный доселе и всё ещё темный для нас язык символических начертаний и образов, появится возможность заглянуть в душу русского народа".

Воспользовавшись такой подсказкой, попробуем расшифровать икону. Но сначала рассмотрим известные факты: нам известно, что "Троица" написана Рублёвым в память и похвалу Св. Сергию и написана она на библейский сюжет о явлении трёх ангелов к старцу Аврааму и его супруге Саре с предсказанием рождения сына. Издревле христианское искусство изображало это событие в двух толкованиях. Одни иконописцы изображали его как явление самого Бога в сопровождении двух служащих Ему ангелов, другие представляли этот сюжет как явление миру Троицы единосущной и нераздельной (Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа). К первым относился византийский живописец Феофан Грек, нашедший на Руси свою вторую Родину. В его "Троице" средний ангел больших размеров, отличен величием и силой своего облика.

Феофан Грек. ''Троица''
   
Феофан Грек. Троица.

Ангелы слева и справа от него занимают подчинённое положение, лишь "соприсутствуют" среднему, находясь под сенью Его широко распростёртых крыльев. Это слуги, исполнители высшей воли. На иконах второго толка над головами ангелов помещались надписи: "Отец", "Сын", "Святой Дух".

В рублёвской иконе нет таких надписей в нимбах ангелов. Но искусствоведы считают "Троицу" выражением второго толкования. Они обосновывают это тем, что ангелы на его иконе имеют одинаковую силу и власть: одинаковые размеры фигур, одинаковые нимбы и посохи. Ангелов делят на левого, центрального и правого в соответствии с рукою смотрящего на икону искусствоведа. Не сомневаясь в том, что Рублёв изобразил именно Бога-Отца, Бога-Сына и Святой Дух, они расходятся во мнении, какой ангел кого олицетворяет.

Но все исследователи рублёвской "Троицы" едины в том, что изображения ангелов привлекают внимание сочетанием глубокого внутреннего спокойствия и необычайной одухотворённости. Все они погружены в себя. Настроение бесконечности, безмолвия присуще не только ангелам, но и дереву, скале, дому, краски чисты и гармоничны.

Как же изменится понимание иконы, если попробовать прочитать её не на языке науки или искусства, а используя язык духовности? Если вспомнить напутствие Сергия Радонежского Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой: "Да поможет Ти Бог да Святая Троица", - то понятно, что Рублёв не взял на себя смелость изобразить Бога, он изобразил только Троицу. Так кто же это?

Прежде всего, перед иконой духовно-зрелый человек не станет анализировать, что от него изображено слева, а что справа. Внутреннее осознание подскажет ему, что он сам находится перед Божественностью. Тогда ангелы на иконе будут делиться на левого и правого не по отношению к смотрящему человеку, а по отношению к центральному ангелу.

Во-вторых, если икона написана языком хорошо понятным современникам, то вряд ли художник использовал язык тайнописи. Скорее всего, это была явная, известная с древних времён символика. Узнать азбуку этой символики нам и поможет сахаджа йога. Из неё необходимо почерпнуть знание о тонкой системе человека, о совершеннейшем врождённом механизме, позволяющем иметь союз с Высшим, с Творцом.

Тонкая система образуется у зародыша человека, когда он достигает примерно 3-х месячного возраста в утробе матери. В это время поток сознания (особая всепроникающая энергия) входит через "родничок" в мозг, который, действуя подобно оптической призме, расщепляет эту энергию на три "луча" - канала тонкой системы. Далее эта тонкая энергия на своём пути по позвоночному столбу сверху вниз оседает в тонких центрах, называемых "чакрами". Остаточная энергия, известная как Кундалини, оседает в треугольной косточке у основания позвоночника (древние греки называли её "сакрум") и находится в ней в дремлющем состоянии, свёрнутая в три с половиной оборота, в ожидании подходящего момента, чтобы пробудиться, пройти вверх через шесть тонких центров (чакр) и осуществить прорыв через родничковую кость (темя головы), который известен как "крещение" или "самореализация".

Основным свойством энергии Кундалини является питание чакр, которые в свою очередь, ответственны за физическое, ментальное, эмоциональное и духовное состояние человека. Другим свойством Кундалини является её способность создавать состояние безмысленного осознания, т.е. безмолвия, исихии.

Тонкая система человека имеет семь энергетических центров. Но, как отмечалось выше, во время самореализации Кундалини проходит только шесть, т.к. один центр расположен ниже места её пребывания. Этот первый центр - Муладхара чакра - центр невинности. Он охраняет чистоту и целомудрие Кундалини в момент её пробуждения. Второй центр - чакра Свадистан. Этот центр снабжает человека энергией для созидательной и мыслительной деятельности. Третий центр - чакра Наби, который регулирует направление и скорость человеческой эволюции. Он является центром поддержки, питания, семейных отношений, материального и физического благополучия, центром свода законов эволюции - десяти заповедей. Четвёртый центр - чакра Анахата, который наделяет нас чувством безопасности и отвечает за имунную систему человека. Пятый центр - Вишуди. Этот центр работает, когда мы вступаем в контакт с другими людьми, ощущаем себя частью коллектива, сообщества. Шестой центр - Агия. Он находится в центре мозга и формирует структуры Эго и Суперэго. Эго проявляет в человеке личность, логическое мышление, Суперэго - память, условности и образное мышление. Седьмой центр - чакра Сахасрара. В обычном состоянии он закрыт и открывается во время самореализации ("крещения", "второго рождения"), давая человеку осознание своей Божественной Сути, единства всего сущего в Абсолюте.

В тонкой системе человека имеются три канала: левый, правый и центральный, которые управляют симпатической и парасимпатической нервными системами. Левый канал проходит по левой стороне человеческого тела и формирует Суперэго в правом полушарии мозга. Правый канал проходит по правой стороне тела и формирует Эго в левом полушарии мозга. Пересечение каналов происходит на уровне Агия чакры.

Тонкая система человека
  
Схема чакр и каналов человека.

Левый канал называется Ида Нади. Это канал прошлого, канал эмоций и желания, женский канал. Его покровителями являются Архангел Михаил и Шри Чандра (Луна). Левый канал имеет голубой цвет.

Правый канал называется Пингала Нади. Это канал будущего, физической и ментальной активности, мужской канал. Его покровителями являются Архангел Гавриил и Шри Сурья (Солнце). Правый канал имеет золотисто-оранжевый цвет.

Центральный канал называется Сушумна Нади. Это канал эволюции. По нему Кундалини поднимается, чтобы пробиться через область родничковой кости. Когда это происходит, над областью темени и на кончиках пальцев ощущается прохладный ветерок Святого Духа. Кончики пальцев и определённые области ладони отражают состояние тонких центров. Руки "говорят" (см. схему чакр и каналов). На схеме тонкой системы пальцы рук раскрашены в цвета соответствующих чакр, состояние которых они отражают.

К чему такая масса информации и как всё вышеназванное сочетается с рублёвской "Троицей"? Но именно в свете этих знаний следует всмотреться в икону. Сразу же становится очевидным, что Рублёв, как реализованная душа, указал в своей "Троице" путь духовного восхождения. И этот путь предельно прост, как путь от Альфы до Омеги; прост, как сам Христос, который сказал: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний. Благословенны те, кто соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на Древо Жизни и войти в Город Воротами".

Первое и самое главное, что изобразил Рублёв на иконе, - это дерево, дуб - Древо Жизни. Оно является центральной осью иконы. Жизнь имеет прошлое, будущее и настоящее, что выражается в человеке через функции левого, правого и центрального каналов тонкой системы, а на иконе выражено через ангелов.

Если посмотреть на ангела, сидящего по левую руку от центрального, то легко увидеть, что это Архангел Михаил, покровитель левого энергетического канала. Ангел символизирует прошлое, воспоминания, эмоции. Поэтому на иконе он бездействует, голова опущена, взгляд направлен вниз, в землю, в прошлое. Над его головой тоже земля - скала. Цвет его хитона - голубой, что соответствует цвету левого канала тонкой системы человека.

Если посмотреть на ангела, сидящего по правую руку от центрального, то понятно, что это Архангел Гавриил, покровитель правого энергетического канала. Он символизирует будущее, действие, планирование, поэтому голова и взгляд направлены вверх, руки в действии. Над его головой строение уходит ступенями ввысь, в будущее. Цвет его гиматия - золотисто-оранжевый, что соответствует цвету правого канала тонкой системы человека.

Центральный ангел усиливает это восприятие: именно на его левое плечо накинут голубой гиматий, и именно на его правом плече, на хитоне, оранжево-золотистая полоса. Ангел символизирует Христа, покровителя центрального канала, канала настоящего, канала духовного восхождения и эволюции человека. Ангел находится по центру иконы, в чаше, образованной левым и правым ангелами. Он указывает рукой на чашу, стоящую на столе, который, уже в свою очередь, также представляет собой чашу. Но как нарочито примитивно поделил Рублёв стол-чашу на три части, подчеркнув это разделение цветовой гаммой.

Ни в этой ли примитивности находится ключ к пониманию иконы? Ни этим ли и хотел Рублёв привлечь внимание человека, стоящего перед иконой? Наверное, художник хотел добиться понимания того, что центральный ангел указывает путь из трёх ступеней от зелёного треугольного основания стола через вторую часть, где также примитивно изображён квадрат, к трёхкратно повторённой чаше.

Попробуем рассмотреть каждую из трёх ступеней. Но для этого сначала поищем корень изображённого Рублёвым дуба. Если есть дерево - Древо Жизни, значит, есть и корень. Отметим, что слово "корень" по гречески звучит "мула", а название первого (нижнего) энергетического центра в тонкой системе человека - Муладхара. Такое совпадение позволяет предположить, что основание стола, изображённое, как ранее отмечено, в виде окрашенного в зелёный цвет треугольника, символизирует собой корень, корень Древа Жизни - чакру Муладхару. Но на схеме Тонкой системы чакра Муладхара имеет красный цвет, а у Рублёва - зелёный. Если предположение верно, то почему художник выбрал именно зелёный цвет?

Во все времена зелёный цвет считался  цветом пробуждения спящей природы, воскрешения её к новой жизни. Об этом в частности свидетельствуют археологические раскопки усыпальницы шумерской царицы Шуб-ад в Уре (III тысячелетие до н.э.). Археологи обнаружили множество больших раковин, содержащих остатки зелёной краски, которая употреблялась в качестве погребального косметического средства и наносилась на щеки и веки умерших. Зелёный цвет не наносился при жизни, а использовался только в гробницах как символ воскресения к новой жизни.

Следовательно зелёным цветом Рублёв хотел указать на начало духовного воскрешения, исходящее от корня, от Муладхары. Именно здесь должна пробудиться духовная энергия, позволяющая "иметь право на Древо Жизни". Из сахаджа йоги мы знаем, что духовная энергия Кундалини находится в спящем состоянии в треугольной косточке, называемой "сакрум" (sakrum). Но об этом, видимо, было хорошо известно и Андрею Рублёву, поэтому для основания стола он выбрал форму треугольника.

Вторую ступень духовного восхождения Рублёв изобразил в виде квадратной части стола жёлтого цвета, одинакового с цветом второго энергетического центра Свадистан. Внутри квадрата (стола) он линией начертил второй квадрат. Заметим, ступень вторая, поэтому и квадрат повторён два раза. Внутри очерченного линией квадрата Рублёв нарисовал горизонтальную линию, но сделал в ней разрыв и подрисовал вертикальный отросток. Он как будто бы перевёл кусочек линии из горизонтального положения, т.е. состояния покоя, спящего состояния, в вертикальное, чтобы указать направление - вверх. Это доказывает, что Рублёву было известно, что энергия Кундалини, пребывающая до реализации в спящем состоянии, при пробуждении может двигаться только в одном направлении - вверх, на соединение с энергией природы, породившей её.

Третья ступень духовного восхождения изображена Рублёвым в виде троекратно повторяющейся чаши. Но это не чаша горя и страдания Христа за первородный грех людей, как описывают её искусствоведы. Это чаша жертвы, которую необходимо принести для того, чтобы пройти через эту эволюционную ступень. На эту чашу указывает центральный ангел. Но о чём "говорят" его руки? Обратим внимание на пальцы указывающей руки. Ангел Рублёва использует не указательный палец, а средний, который "говорит" о состоянии третьего энергетического центра - чакры Наби. Это центр духовной удовлетворённости, которая достигается праведной, дхармичной жизнью, следованием Христу и соблюдением Его заповедей, принесением в жертву своих привязанностей. Поэтому во времена Рублёва для духовного самовосхождения люди вставали на трудный аскетический путь: оставляли семьи, богатство, славу, власть и уходили в монастыри.

Сейчас времена другие. И как говорит Нирмала Шривастава, легко быть праведным в монастыре или в Гималаях и очень трудно быть им в обычной жизни. Для современного человека она указала путь духовности без ухода из семьи через получение самореализации. Россиянам она, женщина из Индии, помогла раскрыть величайшую тайну шести столетий - тайну рублёвской "Троицы", тайну пути духовного восхождения.

Утрата духовных корней, отказ от ведических знаний, полное их забвение на Руси привели к полному непониманию иконы. Сложилось мнение, что в иконе Рублёва "Троица" нет содержания, (хотя известно, на какой сюжет она написана) из-за того, что ангелы бездействуют. Теперь тайна иконы отступила благодаря знаниям сахаджа йоги и чистому желанию искателей истины встать с Рублёвым на одну ступень духовности.
 



наверх




Информационная поддержка сайта: Антипин Дмитрий, e-mail: adv@dio.ru
© Copyright 2001–2004 Шри Матаджи Нирмала Деви, Сахаджа Йога. Все права защищены. Проект "Чистое знание"


Developed with Treastal