Щетинина И.В. - доктор экономических наук, СибНИИЭСХ СО РАСХН
(Новосибирск, Россия).
Социально-экономический кризис, поразивший
Россию на рубеже тысячелетий, требует
кардинального пересмотра не только определенных
политических, экономических, но и социальных
устоев нашего общества. Мы привыкли, что дети
должны воспитываться только исходя из традиций
старших поколений, и если родители чего-то не
знали и не принимали, то этого не должны знать и
принимать их дети. Так, в современном обществе
есть семья, причём зачастую неполная и не очень
благополучная в наше тяжелое время, едва
сводящая концы с концами; есть школа, где ребенок
учится писать, читать, а за одно, помимо воли
учителей, - пить, курить и "отходить", приняв
"дозу"; есть религиозные институты, которые,
часто забыв об истине, всеми способами, в том
числе и не совсем святыми и чистыми, борются
между собой за увеличение своего прихода и
дохода; есть средства массовой информации (СМИ),
которые навязывают нам свои шаблоны "крутой и
красивой жизни"; есть органы власти, которые
всеми силами стараются удержать бурлящий
людской поток в рамках дозволенного и убедить,
что надо чуть-чуть подождать ещё лет 10-20 и станет
немного легче. Но людям надо жить сегодня и
сейчас, а также готовить себе смену во всех
сферах жизнедеятельности. Но из кого готовить?!
Смертность в 2 и более раз превышает рождаемость.
Идут бесконечные войны, ширятся физические и
социальные болезни (алкоголизм, наркомания и т.
п.).
В итоге, по данным наших
исследований, проведенных в 2000- 2001 г.г. РОО
"Самопознание" в 15 регионах России и СНГ,
хроническими заболеваниями страдают от 52 % до 64 %
людей. Из почти 1200 опрошенных более чем у 30-40 %
нарушен сон, отмечается частая
раздражительность, редко или лишь иногда бывает
спокойное миролюбивое состояние. Чувство
гармонии с окружающим миром редко или только
иногда испытывает почти 60 % человек. При этом
каждый десятый отвечал, что часто испытывает
состояние агрессивности, отрицательно относится
к другим национальностям и религиозным
конфессиям, равнодушно или отрицательно - к детям
и старым людям, положительно или нейтрально - к
такому явлению как война. Если к тому же учесть,
что значительная часть населения проживает, по
сути, за чертой бедности и в осложнённых
криминогенных условиях, а отдельными СМИ
культивируется насилие и извращённые
морально-нравственные ценности, то очевидной
становится социальная взрывоопасность нашего
общества при переходе в третье тысячелетие.
Для преодоления указанных
негативных явлений обычными известными в нашей
стране методами требуются значительные
материально-денежные ресурсы, которых у России в
настоящее время нет. Лимитирующим фактором
является также время, которого у нашего
поколения тоже, практически, нет. И если ничего не
менять, то, по официальным данным, лишь 50 с
небольшим процентов молодых людей имеют шанс
дожить до пенсии. Где же выход?
Выход надо искать в
трансформации самого человека, в изменении и
развитии его сознания, его духовной сферы. Тогда
человек, проживая в тех же самых условиях, сможет
выжить сам и поможет выжить другому. Только
необходимо без предубеждения постичь всё лучшее,
что выработало человечество за тысячелетия
своего существования не только на Западе, но и на
Востоке. Помочь в этом нам могут методы Сахаджа
йоги, разработанные госпожой Нирмалой
Шривастава. Её учение получило мировое признание
как метод познания человеком самого себя, своей
изначальной духовной сущности и окружающей
природы. Оно дает возможность раскрыть мощные
внутренние силы человека, их духовный источник,
позволяет привести научные знания и религиозные
верования людей к согласию и гармонии, помогает
человеку познать своё единство с природой, Богом,
всей планетой и космосом. Отсюда меняется
мировоззрение людей, их здоровье, отношения с
окружающими.
Об этом свидетельствуют
данные научных исследований Московского НИИ
социальной гигиены, экономики и управления
здравоохранением им. Семашко РАМН, Института
акушерства и гинекологии им. Д. Отто
Санкт-Петербурга, СО РАМН, ученых других городов
России, а также ближнего и дальнего зарубежья
(Украины, Грузии, Румынии, Болгарии,
Великобритании, Индии, США, Канады и др.). Более
чем у 90 % лиц, занимающихся по системе Сахаджа
йоги, в тех же социально-экономических,
политических и бытовых условиях без лекарств
нормализуется сон, устанавливается состояние
внутренней гармонии, прекращаются депрессивные
проявления, уходит чувство тревоги, страха,
проявления агрессивности, злобности и другие
психосоматические проблемы. Практически
полностью удается избавиться от табачной,
алкогольной и наркотической зависимости, а также
таких пороков как мстительность, мелочность,
скупость и др. Более половины лиц отмечает
улучшение взаимоотношений в семье: с детьми,
родителями и супругом (гой). У 47 % лиц проявились
новые творческие способности: они стали петь,
писать стихи, танцевать, заниматься музыкой,
живописью и т. д.
Аналогичные данные получены
в наших исследованиях РОО "Самопознание". В
течение 2000-2001 г.г. была обследована выбранная
случайным образом группа людей - более 400 человек
из 15 регионов России и СНГ, среди которых до
начала занятий Сахаджа йогой имели хронические
заболевания 62 % человек, в том числе сон был
нарушен у 43 % людей. Раздражительность часто
отмечали 55 % человек. Состояние агрессивности
часто испытывали 24 % обследованных. Чувство
гармонии с окружающим миром было редко или
иногда более чем у 70 % людей. Наличие спокойного
миролюбивого состояния редко и иногда отметили 58
%.
В результате занятий по
системе Сахаджа йоги среди этой же группы людей
нормальный сон обрели 97 %. То есть количество лиц
с нарушением сна снизилось более чем в 14 раз, а по
сравнению с контрольной группой, состоящей из 756
человек, выбранных также случайным образом из
людей, не занимающихся по системе Сахаджа йоги,
но составляющих окружение занимающихся
(родственники, сослуживцы, соседи и т. д.), меньше в
10 раз (Табл. 1).
В результате занятий Сахаджа
йогой в 1-й группе (назовем их для удобства
сахаджа йогами) число лиц, отмечающих частую
раздражительность, снизилось почти в 27,5 раза и
ниже по сравнению с контрольной группой в 17 раз.
То есть в настоящее время раздражительность
редко или практически никогда не испытывают 98 %
сахаджа йогов.
Наличие крайней
раздражительности с элементами агрессивности не
отметил у себя ни один человек, занимающийся по
системе Сахаджа йоги, то есть их количество
снизилось с 24 % до 0 %, в то время как в контрольной
группе наличие агрессивности отмечается у 12 %
лиц. В группе сахаджа йогов 75 % лиц отметили, что
практически никогда не испытывают теперь
состояния агрессивности, и таких людей в 2 раза
больше, чем в контрольной группе.
Прослеживается существенная
связь снижения посещаемости врачей с занятиями
Сахаджа йогой у 90 % обследованных.
Результаты социологического
обследования, 2000 г., %
Показатели |
Лица,
занимающиеся по системе Сахаджа Йоги. |
Контрольная
группа |
до начала занятий по
системе Сахаджа Йоги |
в результате занятий по
системе Сахаджа Йоги |
Наличие хронических заболеваний |
62 |
- |
52 |
Нарушение сна |
43 |
3 |
30 |
Частая раздражительность |
55 |
2 |
34 |
Частое состояние агрессивности |
24 |
0 |
12 |
Редко испытывают чувство
гармонии с окружающим миром |
28 |
1 |
20 |
Редко находятся в спокойном
миролюбивом состоянии |
15 |
1 |
9 |
|

Таблица 1.
В контрольной группе не занимающихся
Сахаджа йогой продолжают посещать врача от 1 до
20-30 раз в год 71 % опрошенных.
Среди сахаджа йогов в
состоянии гармонии с окружающим миром часто или
иногда находится 99 % человек и только 1 % отметили
у себя наличие такого состояния редко, но по
сравнению с контрольной группой подобных людей
среди сахаджа йогов также меньше в 20 раз. Частое
спокойное миролюбивое состояние отмечают у себя
95 % сахаджа йогов и только 1 % - такое состояние
испытывают редко, тогда как в контрольной группе
редко находящихся в спокойном миролюбивом
состоянии больше в 9 раз.
Кроме того, данные
социологического обследования показали, что
лица, занимающиеся по системе Сахаджа йоги,
отличаются доброжелательным отношением ко всем
национальностям, народам и религиозным
убеждениям, заботливым отношением к окружающей
среде, детям и пожилым людям. То есть ни один
человек не высказал отрицательного отношения к
какой-либо национальности, стране или
религиозной конфессии. Единственно осторожное
мнение прозвучало: лишь бы то или иное
религиозное убеждение не наносило вред человеку.
Нейтральное или равнодушное отношение к войне,
другим нациям и странам, религиозным убеждениям,
детям и старикам высказали лишь от 1 % до 8 %
человек, имеющих небольшой стаж занятий по
системе Сахаджа йоги.
Все занимающиеся по системе
Сахаджа йоги отметили, что эти занятия облегчают
их жизнь, делают ее более насыщенной и
гармоничной. Значительная часть опрошенных (70 %
человек) отметили, что благодаря занятиям
Сахаджа йогой жизнь для них приобрела смысл. А
это очень важно в наше время, когда у многих
потеряны позитивные ценностные ориентиры. Ни
один из занимающихся не отметил ухудшение своего
состояния в результате занятий Сахаджа йогой, 95 %
отметили улучшение общего самочувствия и только
5 % указали, что их состояние не изменилось.
Аналогично 82 % занимающихся отметили улучшение
взаимоотношений в семье и 17 % отметили, что
отношения в семье не изменились, добавляя часто,
что они и до этого были хорошими. В результате,
если по официальной статистике в нашей стране
ежегодно распадается от 60 % до 80 % заключенных
браков, то в Новосибирской области в результате
десятилетнего мониторинга среднегодовое
количество разводов среди пар, в которых оба
супруга занимались по системе Сахаджа йоги,
составило 0,05% и среди пар, где только один из
супругов занимался Сахаджа йогой,- 0,3 %.
Таким образом, занятия по
системе Сахаджа йоги даже в наше сложное время
позволяют нормализовать соматическое и
психо-эмоциональное состояние людей, улучшить их
социальную позицию, общее самочувствие, привести
в гармонию взаимоотношения в семье и с
окружающими людьми независимо от национальной и
религиозной принадлежности; добиться позитивных
ценностных ориентиров, заботливого отношения к
окружающей среде, старикам, детям и нуждающимся в
помощи людям. Соответственно этому может быть
достигнуто реальное снижение социальной
напряженности в российском обществе, приведение
его в стабильное, здоровое состояние с
последующим поступательным развитием в новом
тысячелетии.